Состояние здоровья школьника, его успеваемость и физическое развитие зависит от того, насколько правильно организован режим дня.
Первоклассникам соблюдение режима дня помогает быстрее привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Из этих компонентов складывается суточный режим. Рационально построенный и организованный режим дня позволяет
создать условия для высокой работоспособности, предупреждает развитие утомляемости, а также повышает сопротивляемость организма.
Распорядок дня советуем составить с активным участием ребенка.
Очень важно детей приучать ложиться и вставать всегда в одно и то же время. Учащиеся первой смены встают, как правило, в 7 часов утра. Наиболее благоприятное время отхода ко сну с 21 до 22 часов.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
в 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. При регулярном “недосыпе” уменьшается продолжительность важнейшей фазы сна (так называемый “быстрый сон”), от которой
зависит способность к обучению. Поэтому, например, перед экзаменами и другими событиями, требующими напряженной умственной деятельности, обычную продолжительность сна рекомендуется увеличить хотя бы на 1 час.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти несколько простых
правил: ложиться спать в одно и то же время; перед сном не употреблять тяжелую пищу (мясные продукты, сладости, крупы) и тонизирующие напитки; за 2 часа до сна ограничится овощами, фруктами, молочными продуктами; после 19 часов прекратить
шумные игры и прочие возбуждающие нервную систему мероприятия, в том числе ограничить пользование гаджетами, которые повышают деятельность мозга; сформировать собственный “ритуал” подготовки ко сну: прогулка на свежем воздухе,
чтение, вечерний душ. Спать лучше в полной темноте и в хорошо проветренной комнате.
Утром рекомендуется зарядка в течение 10-15 минут. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года – при открытом окне или на свежем воздухе.
После зарядки проводятся обязательно водные и гигиенические процедуры.
Питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками,
микроэлементами и витаминами. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
Приучайте ребёнка обязательно завтракать, интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
После занятий в школе для восстановления работоспособности перед выполнением домашних заданий необходим отдых не менее 2-х часов. Основная часть времени должна отводиться прогулкам на свежем воздухе, которая может сопровождаться подвижными
играми или спортивными занятиями (плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей), дающими
хороший оздоровительный эффект.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов рекомендуется отводить полтора-два часа, средних классов – 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Начинать выполнение домашних заданий лучше с более легких, постепенно
переходя к более сложным предметам. Можно чередовать письменные задания с устными.
Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы. Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость.
В режиме дня также должно быть предусмотрено свободное время, которое используется школьником по своим интересам, для младшей возрастной группы -1-1,5 часа, для среднего и старшего возраста 1,5-2,5 часа в день. Занятия в кружках должны соизмерятся с возрастными возможностями, индивидуальными интересами,
успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

Начальник Алексинского территориального отдела
Управления Роспотребнадзора Д.С.Пименов